Вторая младшая группа № 3 «Теремок»
(общеразвивающая)
Воспитатели:
Жалыбина Кристина Рафиковна
Кнодель Яна Геннадьевна
Речевой уголок
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого раз-вития — оптимальная организация развивающей среды для совершенство-вания речевых способностей воспитанников.
Задачи:
1. Развитие речевого дыхания.
2. Совершенствование звуковосприятия.
3. Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.
4. Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.
5. Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.
6. Укрепление дружеских отношений внутри группы.
7. Создание положительной мотивации к коллективной ра-боте.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический матери-ал, направленный на развитие:
- артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
- пособия для развития мелкой моторики (пальчиковые игры; раз-личный материал для составления букв)
- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации.)
- игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, альбомы на каждый звук, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схемы слов)
- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
Уголок чтения
В нем собраны книги для чтения детям, таких авторов, как Сутеев, Ушинский, Маршак, Чуковский, Барто, Михалков и т. д) русские народные сказки, сказки народов мира, загадки, скороговорки, потешки, книги о жи-вотных
Цель: создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы.
Задачи:
1. Образовательные - создание положительной мотивации к обучению чтению; знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями; знакомство с классиками детской литературы; обучение поиску знаний в художественных текстах.
2. Развивающие - формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора; развитие эмоционального отклика на содержание книг; развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом; формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, вы-деления главного, формулировки выводов; развитие памяти и фанта-зии; стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса.
3. Воспитательные - привитие любви к литературе; воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений; нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д. Одна из обязательных для организации зон в групповом помещении — книжный уголок.
В нашем мире стремительно развивающихся технологий, киноиндустрии и массмедиа ребёнок не должен растеряться и лишиться возможно-сти обрести верного и мудрого спутника жизни — книгу. Она открывает мир вечных ценностей, учит доброте в увлекательной для детей форме. Рассматривая обложки и иллюстрации книжек, ребёнок совершенствует навыки зрительного восприятия. Из рассказов и сказок дети извлекают но-вую информацию — так развиваются познавательно-исследовательские способности. Образы литературных героев и фрагменты прослушанного сюжета появляются в сюжетно-ролевых играх и рисунках воспитанников — приобщение к миру литературы способствует раскрытию творческого потенциала, активизации воображения. На основе любимых книжных ис-торий проводятся игры-драматизации и разучиваются диалоги по ролям — уделяется внимание речевой деятельности ребёнка.
Воспитатель подбирает книги и составляется план занятий в книжном уголке с учётом возрастных особенностей детей. Основные задачи наполнения и работы литературного центра для нашей группы:
• знакомство с книгой, её строением и содержанием: обложка, корешок, страницы, заглавие, текст, иллюстрации;
• рассматривание книжных иллюстраций с целью узнавания книжных персонажей и эпизодов;
• изучение книг про животных;
• развитие мелкой моторики при изучении необычных книг для самых маленьких: книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками, прорезями, пальчиковыми игрушками и др.;
• формирование навыка обращения с книгой.
Патриотический уголок
Цель: ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и до-стижениям.
Задачи: воспитать толерантное отношение к другим народам и лю-дям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детсада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.
Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивает-ся интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
Материал работы по социально-нравственному воспитанию:
1. -тематические папки с иллюстрациями, дидактические иг-ры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);
2. -тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии)
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы народного декоративно-прикладного искусства, народный театр.
4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.).
Центр строительно-конструктивных игр
Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для раз-вития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид дея-тельности дошкольников. Уголок конструирования или зона конструктив-но-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды группы.
Основные цели организации и работы уголка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ):
• вызвать у воспитанников желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью;
• стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования;
• позволить детворе попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе.
Задачи:
- Продолжать учить различать и называть основные строительные элементы (кубики кирпичики и т.д.)
- Побуждать создавать конструкции из разных деталей
- Подводить детей к анализу созданных построек
- Побуждать детей создавать постройки по замыслу (выбор темы, от-бор материала), учить их обыгрывать, объединять в сюжетную игру
- Вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать элементы в коробку после окончания игры.
Содержательная насыщенность нашего центра состоит в следую-щим:
- средний деревянный конструктор с цветными элементами;
-комплект «строительный набор Томик»;
-мелкогабаритные конструкторы «Лего»;
-конструктор «Ферма»;
Каждый вид конструирования в первой младшей группе имеет свои особенности, но все они важны для развития малыша. Создавая постройку из строительного материала, различных конструкторов ребёнок отражает знания об устройстве окружающего мира, получает конкретный матери-альный продукт, предназначаемый в основном для практического приме-нения — игры. Задача воспитателя — поддерживать детский интерес к этому полезному виду деятельности, подбирая увлекательные темы и со-здавая положительную мотивацию.
Уголок пожарной и дорожной безопасности
Ребенок часто не понимает, насколько опасны игры с огнем. Стенд в доступной форме поможет объяснить, насколько серьезными могут быть последствия пожара и как предупредить возгорание. Важной задачей уголка является знакомство детей с опасными вещами, с которыми не стоит баловаться. Это спички и зажигалки, розетки, бытовые электроприборы и нагреватели.
Цель: формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- показать и рассказать об опасности профессии
- закрепить знания об орудиях труда для борьбы с пожаром и их назначением
- воспитать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях
- пополнить словарный запас.
Уголок пожарной безопасности содержит информацию о том, как действо-вать при возникновении огня. Наглядный материал поможет ребенку вы-учить наизусть телефон для вызова пожарных. Как не паниковать и пра-вильно вести себя в опасной ситуации. Какие действия помогут дождаться спасателей, если не удалось выйти из здания самостоятельно.
В результате у детей сформированы:
1. представления о полезных и опасных сторонах огня, о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения;
2. желание научиться находить правильные решения в опасных ситуациях;
3. знания о необходимости заботливого отношения к себе, к людям, к миру.
Создания уголка безопасности дорожного движения позволяет в игровой форме обучить и сформировать безопасное поведения детей на проезжей части.
Цель:
Обеспечить накопление представлений о различных видах транспорта, о назначении светофора и пешеходного перехода у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Формировать элементарные знания о правилах безопасного поведения на дороге.
Задачи:
• Дать детям представление о разновидностях транспорта.
• Отметить характерные отличительные признаки транспорта.
• Формировать у детей представления о правилах поведения на проезжей части.
• Познакомить с сигналами светофора и пешеходным переходом.
• Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику, активизировать словарь.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ребёнку дошкольного воз-раста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. За-частую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных ме-стах. Легко ли научить ребенка вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями ПДД и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумывают-ся, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Уголок творчества
Большинство дошкольников обожают рисовать. Им очень нравятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду, и поэтому в сво-бодное время ребята с удовольствием повторяют свои рисунки и поделки. Многим же нравится раскрашивать готовые картинки, например, на опре-делённую тематику (девочкам — сказочных принцесс, а мальчикам — ав-томобили, самолёты и пр.). Кому-то интересно рассматривать альбомы с репродукциями произведений живописи и изящные изделия народного промысла (матрёшки, деревянные ложки, блюда, подносы).
Цель: формирование творческого потенциала детей средствами тра-диционных и нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи: формирование интереса к эстетической стороне окружаю-щего мира, его предметам и явлениям, формирование интереса к произведениям искусства, воспитание устойчивого интереса к творческой деятельности развитие эстетических чувств, художественного восприятия и образ-ных представлений, воображения и фантазии, творческих способностей развитие художественного творчества, интереса к самостоятельной дея-тельности в изобразительном искусстве, удовлетворение детской потребности в самовыражении.
В уголке творчества имеются: цветные карандаши, гуашь, пальчиковые краски, акварельные краски, фломастеры, ватные палочки и диски, пластилин, доски для лепки, салфетки влажные, цветная бумага и картон, клей ПВА, раскраски.
Все необходимые материалы и средства есть в нашем уголке творче-ства, соответствуют возрасту, интересам и доступны детям. Выбор матери-алов для творчества разнообразен. Есть место, где выставляются готовые детские работы, как индивидуальные, так и коллективные.
Также мы постоянно устраиваем выставки творческих работ наших воспитанников для родителей. Ведь им всегда интересно увидеть рисунки и поделки своих малышей.
Центр сюжетно-ролевой игры
Игровой центр создаёт условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. Малыши не только знакомят-ся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, перенося полученные знания и навыки в повседневную жизнь.
Игра начинается с моделирования ситуации по выбранному «сцена-рию». Для этого ребёнку нужны атрибуты или предметы заместители, ко-торые он мог бы использовать для игры.
Цель: осуществление всестороннего развития ребенка младшего возраста через сюжетно-ролевые игры
Задачи:
-обогащать игровой опыт детей;
-создавать игровые ситуации, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи;
-обучать детей младшего возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей;
-воспитывать навыки позитивного общения со сверстниками и взрос-лыми;
-развивать познавательные способности детей.
Уголок сенсорного развития
Цели совместной с воспитателем деятельности в уголке сенсорного развития – освоение детьми новых познавательных действий, формирование важнейших представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Совместная деятельность в уголке сенсорного развития осуществляется во время ООД, а также может организовываться в течение дня в подгрупповой и индивидуальной форме. В соответствии с принципом комплексно-тематического планирования сов-местная деятельность организуется с учетом актуальной на данной неделе темы.
Задачи:
• обогащать сенсорный опыт детей;
• развивать аналитические способности (умение сравнивать, со-относить, группировать, устанавливать тождество и различие предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина);
• развивать внимание, память;
• развивать слуховую дифференциацию, тактильные ощущения, температурные различия;
• развивать мелкую моторику.
Целевые ориентиры познавательного развития в раннем возрасте:
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и дру-гими предметами;
• стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• знает названия окружающих предметов и игрушек.
Уголок музыки и театра
Цель создания центра музыки и театра в детском саду — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение ме-лодий, пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают.
Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей. Театрализация предполагает:
• работу над выразительностью реплик персонажей;
• расширение активного и пассивного словаря ребёнка;
• совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.
Кроме того, целями театрализации являются:
• всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы);
• стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру);
• развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры;
• формирование социальных навыков поведения;
• приобщение дошкольников к чтению;
• развитие режиссёрских навыков;
• воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.
Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.
В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него му-зыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможно-стей детского сада.
Детям младшей группы дают ударные инструменты: бубен, барабан, по-гремушки, колокольчики;